09:00 17:30 пн-пт

Чем жестче рынок тем уникальнее должен быть продукт

Для того, чтобы понять, насколько российский рынок печати движется, время от времени мы стараемся посещать типографии, в которых уже бывали. Это дает возможность оценить, как развивается (или не очень развивается) конкретная типография, и, исходя из этого, делать обобщенные выводы. Особенно это интересно в сложное время. На подъеме рынка развиваются многие, а во время спада это случается не у всех. В конце июля мы посетили московскую типографию «Дельта-Принт», где были пять лет назад, о современной ситуации нам рассказал ее генеральный директор Максим Евлампиев.

Работаем

У нас, в общем-то, без больших изменений. Мы по-прежнему на своем месте и занимаемся тем же самым. Нашим приоритетным продуктом была и остается премиальная упаковка, в первую очередь для парфюмерии и косметики. Но если внешне изменений кажется немного, рынок на самом деле изменился поразительно.

Тогда, когда мы общались в прошлый раз, — в 2010 г., оказывается, было «жирное» время, хотя и «послекризисное». Сейчас рынок стал намного сложнее и жестче.

Многократно возросла конкуренция, многие типографии пытаются прийти на рынок упаковки, в том числе и сложной, причем далеко не всегда понимая, насколько это непросто. Чтобы создать производство, способное не просто выпускать продукцию, а делать ее стабильно качественно и с соблюдением сроков, должно пройти время, нужно наработать большой опыт. Тем более если речь идет о такой сложной упаковке, какую выпускаем мы.

На сегодняшний день наша типография обладает полным набором технологических возможностей для печати сложной упаковки: весь комплекс допечатных процессов, печать традиционным и УФ-офсетом, горячее тиснение фольгой, конгрев, лакирование сплошное и выборочное как водными, так и УФ-лаками (в том числе блистерными), трафаретное лакирование и печать, нанесение глиттерных лаков, холодное и горячее ламинирование различными пленками, автоматическая высечка, автоматическая склейка до шести точек, автоматическая склейка пластиков.

Про технику

Допечатный комплекс в типографии построен на базе CtP-усгройства Screen PlateRite 4300 и формных материалах FujiFilm. CtP приобрели по случаю в 2009 г. у лизинговой компании. Оно было практически новое, хотя и 2006 г. выпуска. Не жалеем — надежная, безотказная техника. При должном обслуживании и соблюдении всех регламентных работ вообще нет никаких проблем. Раз в полугодие проводим необходимые сервисные процедуры: чистим диоды, меняем фильтры, смазываем. Диоды до сих пор в отличном состоянии: от 85 до 98%. Сервис нам предоставляет компания «ЯМ Интернешнл» — официальный дистрибьютор Screen. Кстати, очень довольны их сервисом и инженерами: технику знают и с «железной» стороны, и с «софтовой». С их помощью делали линеаризацию кривых CtP непосредственно под наши печатные машины (а они у нас разные даже по способу печати). Сами мы бы не справились, достаточно сложная и специфичная работа оказалась.

Что касается печатной техники, то у нас работают две машины: одна рассчитана под УФ-печать, а вторая — под печать масляными красками. Первая машина manroland 505 UV работает с 2006 г. После того, как начались проблемы сначала у поставщика, а затем и у производителя, мы остались с машиной один на один. Волей-неволей пришлось осваивать ее обслуживание своими силами. Были даже мысли ее продать. Но в конечном счете смогли разобраться, найти и «вылечить» все проблемные объемные места, и сейчас продавать ее мы уже не хотим. Да и с новым дистрибьютором manroland отношения у нас наладились. В этот период в типографии появилась новая машина другого производителя - Komori Lithrone 529L. Для нас это приобретение после 12 лет работы на manroland было очень непростым. Но мы не ошиблись. Komori оказалась очень надежной машиной. За почти пять лет ни одной поломки. Весь сервис — только регламентные работы. И супер поддержка от «ЯМ Интернешнл». К примеру, был один момент: через четыре года эксплуатации на машине обнаружили вздутие хромированного покрытия на дукторных валах увлажнения. Обнаружили случайно, ведь машина при этом нормально работала. Обратились в «ЯМ Интернешнл» за советом. Так они нам комплект валов по гарантии поменяли! Причем без требований и настойчивых просьб с нашей стороны. Просто сказали: «Пишите рекламацию, отправим в Японию, в Komori». И поменяли. Такой опыт партнерства дорогого стоит. Это редкий случай крайне порядочного и ответственного поведения поставщика. Замечу: гарантия прошла 3 года назад! И такое у нас бывает.

Рынок другой

Что касается изменений на рынке печатных услуг, то, как выяснилось, «нет худа без добра». Рынок стал сложнее и жестче, но начали возвращаться те заказчики, кто многие годы печатал упаковку за рубежом, в первую очередь в Китае. Мы многократно общались с одним нашим потенциальным заказчиком, который потребляет довольно много сложной упаковки. Мы много раз предлагали ему разместить заказ и несмотря на хорошие личные отношения, добиться этого не могли. Цена готовой коробки в Китае получалась в цену картона, который мы можем приобрести здесь, даже с учетом того, что мы его сами металлизируем. И лишь в начале этого года смогли наконец договориться. Помог сильно возросший курс доллара. Теперь цена на изделие более-менее сравнялась, а за счет отсутствия необходимости ездить в Китай печатать у нас стало выгодно. Ведь при размещении заказа на сложную упаковку зачастую клиент хочет присутствовать в типографии в процессе изготовления продукции и даже на ходу вносить изменения. Причина проста: печать на металлизированном картоне с выкрыванием белилами, тиснением, конгревом и трафаретной отделкой никакими «цветопробами» не сымитируешь, продукт видно только на машине. Поэтому заказчики у нас бывают часто. Мы для них даже что-то вроде рабочего места организовали. При таком подходе приладки на машине могут растягиваться на часы, а то и смены. Наши заказчики это понимают, и мы просто просим их оплачивать занятое время. Так что мы не очень страдаем от такого подхода. Более того, необходимость такого постоянного контроля вынудила нас от­казаться от ночных смен, потому что в это время организовать согласование с заказчиком не получалось.

Еще одна особенность текущей ситуации на рынке — практически полное отсутствие новых клиентов. В прежние годы мы время от время замечали появление на рынке либо новых компаний, либо новых проектов и уже существующих. Казалось бы, во время высокого курса валют отечественные производители косметики/ парфюмерии должны иметь возможность развиваться. И они к этому даже готовы. Но на запуск любого нового проекта в этой отрасли требуются существенные инвестиции, которые взять негде. При существующей банковской системе в нашей стране получить финансирование на разумных условиях невозможно. А под те грабительские проценты, что хотят банки, это делать просто невыгодно. Поэтому много интересных проектов просто заморожено до лучших времен. И для нас это, конечно, обидно, ведь это наши потенциальные заказчики.

Не ждем у моря погоды!

Но, конечно, мы не сидим и не ждем лучших времен. В прошлом году запустили уникальный проект, аналогов которому нет в России. Речь идет о технологии микроблинтования (или микроэмбоссирования). Смысл ее в создании на поверхности бумаги или картона специальной фактуры или текстуры самых разных видов и дизайна (см. фото).

Эту технологию мы приобрели в 2013 г. С ее помощью мы получаем «дизайнерский картон» индивидуально под заказчика, причем в отличие от текстурированного картона фактура может наноситься и выборочно, и несколько разных рядом. Иногда на одном печатном листе размещаются четыре изделия, и все с разными дизайнерскими фактурами. Предлагаем заказчикам также «псевдоголографию» (особым образом переливающийся рисунок) на металлизированном или просто лакированном картоне. Можно совмещать в одном изделии все эти технологии.

В составе комплекса, который мы приобрели, специальное программное обеспечение для создания различных фактур. Данная технология интересна в первую очередь тем, что за относительно небольшие деньги заказчик имеет возможность выделить свой продукт на полке, акцентировать на нем внимание, добавить тактильные ощущения и т.д. Добиться схожих эффектов другими способами или очень сложно, или очень дорого (можно, конечно, наносить на упаковку голографическую фольгу, можно использовать текстурированный картон или печатать на картоне ламинированном голографической пленкой, но все это дорого, и все равно схожего эффекта получить не удается). Поэтому подобных видов отделки упаковки практически не встретишь на российском полиграфическом рынке.

От редакции

Получается, что и в это непростое время типографии занимаются внедрением сложных технологических решений. Это, без сомнения, оправданно. Чем жестче конкуренция на рынке, тем выгоднее быть нишевым производителем или даже монополистом. Сейчас в России и так не очень много типографий, кто может замахнуться на сложную парфюмерную упаковку, а таких, кто делает микроблинтование, и вовсе нет (по крайней мере, насколько нам известно). А особенность парфюмерно-косметической упаковки в том, что она по определению должна быть премиальной. Продавать духи в простой коробке из макулатурного картона, отпечатанного в одну краску, практически невозможно (если только это не специальный дизайнерский прием), поэтому производителям косметики приходится такую упаковку заказывать. В типографии «Дельта-Принт».